Вызванные потенциалы головного мозга у детей

Показатели когнитивных вызванных потенциалов у детей с речевым дизонтогенезом

Вызванные потенциалы головного мозга у детей
1 Савельева Н.А. 1 Анисимов Г.В. 2 Калашникова Т.П. 1 1 ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет им. ак. Е.А. Вагнера» Минздрава России2 Первый медико-педагогический центр «Лингва Бона» Проведен анализ компонентов когнитивных вызванных потенциалов у детей с моторной дисфазией в сравнении со здоровыми детьми.

Регистрация когнитивных вызванных потенциалов проводилась на 16-канальном электроэнцефалографе «Нейрон-Спектр 4 /ВП». Всем детям проводилось 2 методики Р300 и MMN (мismatch negativity).

Характерным для детей с моторной дисфазией стало значительное удлинение латентности Р300, что свидетельствует о нарушениях в процессах дифференцировки, запоминания и принятия решения.

У 4 детей с моторной дисфазией полностью отсутствовал ответ в обоих полушариях, что может говорить об нарушениях процессов восприятия, опознавания и дальнейшей дифференцировки стимулов. Вклад гиппокампа в формирование Р 300 и его влияние на мнестические процессы может свидетельствовать о снижении объема оперативной памяти у детей с моторной дисфазией.

когнитивные вызванные потенциалы 1. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике. – М.: «Медпресс – информ», 2003. – 264 с.
2. Дорошенко В.А., Полякова М.В. Метод регистрации вызванных потенциалов мозга // Методы исследований в психофизиологии / под ред. А.С. Батуев – СПб.: Изд-во С-Петербург. ун-та, 1994. – 144 с.
3. Заваденко Н.Н.

, Козлова Е.В. Дисфазия развития у детей: перспективы нейротрофической терапии // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2013. – № 5. Вып. 2. – С. 43–47.
4. Калашникова Т.П., Анисимов Г.В., Кравцов Ю.И., Визель Т.Г., Филатова И.А., Савельева Н.А. Дисфазия развития (методические рекомендации для врачей). – Пермь, 2015.
5. Ревенок Е.В., Гнездицкий В.

В., Корепина О.С., Калашникова JI.A. Р300 и когнитивный профиль у больных с когнитивными нарушениями и сосудистой деменцией // Физиология человека. – 2001. – Т. 3. – С. 42–53.
6. Трошина Е.М., Щекутьев Г.А. Вызванные потенциалы // Нейрофизиологические исследования в клинике. – М.: АНТИДОР, 2001. – С. 128–144.
7. Цицирошин М.Н., Шеповальников А.Н.

Становление интегративной функции мозга. – М.: Наука, 2009. – 213.
8. Fabiani M., Karis D., Donchin E. Р300 и память // EEG and clin. Neurophysiol., 1986. Suppl. 38. – Р. 63–69.
9. McCarthy G., Donchin E. Метрика для мысли. Сравнение латентности Р 300 и времени реакции // Science. – 1981. – № 221. – Р. 77–79.
10. Polish J., Kok А.

Когнитивные и биологические детерминанты Р 300; интегративный обзор // Bioligical Phychology. – 1995. – № 41. – Р. 103–106.
11. Polish J. and Squire L. R. Р 300 у больных с амнезией при двухсторонних поражениях гиппокампа // EEG and clin. Neurophysiol. – 1993. – № 86. – Р. 408–417.

Проблема изучения речевых процессов в норме и патологии представляется одной из сложных, т.к. речевая функция тесно связана с мышлением, сознанием и памятью [7].

Речь относится к высшим психическим функциям, без становления которой невозможно дальнейшее развитие и коммуникация в обществе. Недоразвитие речи встречается с частотой до 10 % в возрасте до 6 лет [3].

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению патогенеза клинических вариантов речевого дизонтогенеза, остается ряд малоизученных вопросов.

Для углубления понимания механизмов нарушения развития речи перспективным является метод когнитивных вызванных потенциалов (КВП).

Метод вызванных потенциалов (ВП) мозга позволяет получить информацию о состоянии различных сенсорных систем, причём о состоянии не только периферических звеньев, но и центрального, без активного участия пациента, что особенно важно в случае обследования маленьких детей [1].

Метод связан с выделением слабых и сверхслабых изменений электрической активности мозга в ответ на стимул, отражает эндогенные события, происходящие в мозге, связанные с распознаванием и запоминанием стимула [1].

Одно из важных преимуществ метода ВП – это возможность соотнести компоненты ВП со структурами мозга, что является существенным фактором для эффективного применения метода ВП в клинической практике [1].

В настоящее время методика Р300 включена в рекомендуемые методы обследования ВП для клинического использования Международной и Американской ассоциацией клинических нейрофизиологов [1].

Компоненты когнитивных вызванных потенциалов (КВП) обозначаются в соответствии с их полярностью: N – негативный и Р – позитивный с последующей их нумерацией Р1, N1, P2, N2, P3, N3.

Комплекс Р1, N1, P2 или волна V – отражает процесс восприятия, а соответственно более поздняя волна N2, P3, N3 – это комплекс, ответственный за опознавание, дифференцировку, запоминание и принятие решения [1].

Начальная фаза N2 связывается с опознанием стимула в височной области и одновременным подключением ассоциативных теменных долей, пик Р300 связан с участием лобных долей [1]. Таким образом, пик N2 определяет правильность опознания (извлечение из памяти), Р 300 – принятие решения (счет), и амплитуда N2 / Р3 – отвечает за объем оперативной памяти [8, 9].

Цель исследования. Изучить основные параметры когнитивных вызванных потенциалов у детей с моторной дисфазией.

Материалы и методы исследования

Нами обследовано 20 детей с моторной дисфазией в возрасте от 4–5 лет, которые вошли в основную группу наблюдения. Контрольная группа включила 7 здоровых детей того же возраста.

Дисфазия развития – специфическое расстройство речи, связанное с развитием, «дисфазия» или «дисфазия развития» подразумевает, что способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, более низком, чем соответствующий его возрасту при разной вариабельности понимания речи. Аномалии артикуляции при этом могут отсутствовать. Дисфазия – термин медицинский [4]. Верификация диагноза моторной дисфазии осуществлялась в соответствии с критериями МКБ-10. Из исследования были исключены дети, имеющие задержку интеллектуального развития, нарушения сенсорных функций, генетически детерминированные синдромы, эпилепсию и эпилептиформные изменения на электроэнцефалограмме.

Регистрация когнитивных вызванных потенциалов проводилась на 16-канальном электроэнцефалографе «Нейрон-Спектр 4/ВП» с использованием электродов С3 и С4, мастоидных электродов А1 и А2 и заземляющего электрода Fpz. Серии стимулов подавались бинаурально с частотой тона для значимого 2000 Гц, для незначимого – 1000 Гц. Соотношение количества незначимых стимулов к значимым 70/30.

Всем детям проводились 2 методики:

1) Р300 – выделение вызванных потенциалов (ВП) на значимые опознаваемые события;

2) MMN (мismatch negativity) – выделение ВП на девиантные стимулы.

При методике Р300 – дается инструкция, что один из стимулов будет значимым и его нужно опознать и подсчитать; при MMN пробе – обращается внимание на девиантные стимулы и она является методикой пассивного восприятия. Анализировались: латентность N2 (мс), латентность Р300 (мс), амплитуда Р300 (мкВ) (N2/Р3). Презентация результатов обследования осуществлялась графически и в виде таблицы.

Результаты исследования и их обсуждение

Дети основной группы характеризовались поздним формированием фразовой речи (после 3,5–4 лет), бедностью словарного запаса. У них отмечалось нарушение слоговой структуры слова, нередко использовались «лепетные» слова.

Имело место нарушение грамматического строя речи – отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, перестановка слогов и звуков в словах. Обращенную речь дети понимали.

Вышеописанные симптомы явились основанием для постановки диагноза моторная дисфазия.

В анамнезе у 1/2 детей отмечалась задержка предречевого развития (позднее гуление, неактивный лепет, отсутствие слоговых цепочек до года).

Показатели КВП детей с моторной дисфазией и здоровых детей представлены в табл. 1, и их анализ выявил следующие особенности.

Пример графика регистрации когнитивных вызванных потенциалов

Таблица 1

Показатели КВП детей с моторной дисфазией и здоровых детей

Методика MMNКоммуникация электродовПараметры латентности (мс)ДисфазияN = 20ЗдоровыеДети n = 7Степень достоверности
C3 – A1N2310,2 ± 25,07267 ± 23,220,0013 *
P3433,33 ± 20,23349,5 ± 19,440,001*
N3522 ± 24,92412,2 ± 22,570,001*
C4 – A2N1220,54 ± 20,88184,16 ± 21,660,001*
P2232,2 ± 23,31232,66 ± 24,440,9
N2289,84 ± 21,96283,16 ± 23,350,5
P3419,69 ± 22,15351,66 ± 21,390,001*
N3494,28 ± 25,45363,33 ± 19,340,001*
Методика P300
C3 – A1N1209,71 ± 6,8174,14 ± 19,480,0007*
P2286,37 ± 12,57228,85 ± 21,770,001*
N2359,85 ± 13,95287 ± 18,20,001*
P3451 ± 28,18361,28 ± 17,940,001*
N3506 ± 45,9400,85 ± 19,520,0049*
C4 – A2N1212,57 ± 8,5174,42 ± 21,110,0008*
P2287,85 ± 9,86236,42 ± 20,80,0001*
N2351,57 ± 14,63290,57 ± 20,740,001*
P3433,5 ± 27,13363,71 ± 15,020,0002*
N3516,66 ± 59,52396,6 ± 16,050,01*

Примечание. * – достоверные различия между группами (p ≤ 0,05).

У 4 детей с моторной дисфазией отсутствовал полностью ответ на стимул, в том числе пик Р300 в обоих полушариях, что может говорить о выраженности нарушений процессов опознавания, дифференцировки, запоминания и принятия решения. Однако требуется повторное исследование в динамике для заключительного вывода.

При сравнении значения амплитуды Р300 у детей основной группы и здоровых детей достоверных различий не получено.

Выявлено достоверное удлинение значений латентности пиков N1, P2, N2 в обоих полушариях у детей с моторной дисфазией. Параметры N1, P2, N2 отражают процессы восприятия информации и ее опознания. Увеличение латентности показателей свидетельствует об особенностях нейродинамических процессов у детей с моторной дисфазией.

Так же зарегистрирована следующая особенность: при проведении методики MMN латентность N2 достоверно более удлинена в левом полушарии, чем в правом (310,2 ± 25,07 и 289,84 ± 21,96 соответственно).

Поскольку начальная фаза N2 связана с опознанием стимула в височной области и одновременным подключением ассоциативных теменных долей, можно сделать сделать вывод о незрелости левой височной доли и, соответственно, о нарушении речевого слухового гнозиса.

Можно предположить, что у таких детей хорошо развит неречевой гнозис, за счет более зрелой правой височной доли и запаздывает левополушарная латерализация, в связи с чем и страдает речевой слуховой гнозис. Показатели КВП детей с моторной дисфазией представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели КВП детей с моторной дисфазией

МетодикаПараметры латентности (мс)Дисфазия N = 20Степень достоверности
Коммуникация электродов
MMNC3 – A1C4 – A2
N2310,2 ± 25,07289,84 ± 21,960,03*

Примечание. * – достоверные различия между группами (p ≤ 0,05).

Важным является удлинение латентности Р300 у детей основной группы. В правом полушарии значение латентности Р 300 составило 433,5 ± 27,13 мс, в то время как у здоровых сверстников значение равнялось 363,71 ± 15,02 мс (p ≤ 0,05), в левом полушарии латентность Р 300 равнялась 451 ± 28,18 и 361,28 ± 17,94 мс (p ≤ 0,05) соответственно.

Заключение

Р300 характеризует процессы дифференцировки, запоминания и принятия решения. За генерацию Р300 ответственны гиппокамп, лобная доля, теменная область и подкорковые структуры [11]. Увеличение латентности Р300 свидетельствует о нарушении вышеописанных когнитивных процессов и о вероятной дисфункции зон мозга, влияющих на формирование пика Р300.

Вклад гиппокампа в формирование Р300 и его влияние на мнестические процессы может свидетельствовать о снижении объема оперативной памяти у детей с моторной дисфазией. Р300 отражает дисфункцию и лобной коры, которая включает центр моторной речи (центр Брока) и часть дугообразного пучка, которые являются частью мозгового субстрата формирования экспрессивной речи.

Удлинение латентности N2, возможно, связано с нарушениями процессов сенсорной интеграции, которые характерны для детей с нарушением формирования речи.

Таким образом, полученные результаты могут свидетельствовать о многоуровневой дисфункции мозговых функций у детей с моторной дисфазией и отражать нарушение процессов сенсорной интеграции, дифференцировки стимулов, запоминания и принятия решения.

Рецензенты:

Каракулова Ю.В., д.м.н., профессор кафедры неврологии им. В.П. Первушина, ГБОУ ВПО «ПГМУ им. ак. Е.А. Вагнера», г. Пермь;

Малов А.Г., д.м.н., доцент кафедры неврологии им. В.П. Первушина, ГБОУ ВПО «ПГМУ им. ак. Е.А. Вагнера», г. Пермь.

Работа поступила в редакцию 19.02.2015.

Библиографическая ссылка

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36901

Задержка речи: необходимые обследования неговорящего ребенка

Вызванные потенциалы головного мозга у детей

Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

  1. Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет.

    Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача.

    Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.

  2. Логопед-дефектолог.

    Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше.

    В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г. 10 мес.).

  3. Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы.

    Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга.

    В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).

  4. Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы.

    Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Источник: https://emberint.ru/articles/zrr_obsledovanie/

Вызванные потенциалы: суть метода исследования

Вызванные потенциалы головного мозга у детей

Исследование головного мозга – самое непростое задание для медицины, поскольку знания обо всех происходящих внутри процессах до сих пор остаются загадкой.

Современная диагностика нервных заболеваний с помощью вызванных потенциалов является выбором многих специалистов отрасли.

Важными преимуществами метода являются его безопасность и предоставление информации, недоступной для других исследований.

Что такое вызванные потенциалы

Проведение исследования головного мозга с помощью вызванных потенциалов (фото: www.uzmob.by)

Вызванные потенциалы (ВП) – метод исследования функций головного мозга посредством регистрации реакции различных структур нервной системы на внутренние или внешние раздражители (зрительные, звуковые, тактильные).

Исследование вошло в практику в конце 50-х годов прошлого столетия. С тех пор данный метод стал важной составляющей комплексной диагностики различных патологий центральной нервной системы в работе нейрохирургов, офтальмологов, оториноларингологов (ЛОР-врачей).

Получение результата основано на биологической активности клеток человеческого организма, их реакции на раздражение.

Проведение информационного сигнала через каждый нейрон (клетка – функциональная единица нервной системы) к действующему органу (мышцы, глаза, кожа и др.) обеспечивается прохождением электрического импульса.

В клинической практике с помощью искусственно вызванных потенциалов становится возможным определить очаг поражения.

Процедура проводится с помощью электроэнцефалографа – анализатора (прибора, регистрирующего изменение электрической активности головного мозга в виде кривой). Данные снимаются с электродов (похожих на те, которые применяются для электрокардиографии), размещенных на голове.

Разновидности вызванных потенциалов

С учетом патологии пациента для исследования подбираются раздражители необходимого типа. В зависимости от типа раздражителя выделяют такие виды методики:

  • Зрительные вызванные потенциалы (ЗВП).
  • Слуховые вызванные потенциалы (СВП) (акустические).
  • Соматосенсорные вызванные потенциалы (ССВП). Исследуется проведение сигналов от чувствительных рецепторов, расположенных на коже к головному мозгу.
  • Когнитивные вызванные потенциалы (КВП). Для исследования нарушений высших корковых функций – речь, внимание, память и др.
  • Вегетативные вызванные потенциалы (ВВП). Применяются для обнаружения патологий вегетативной нервной системы, отвечающей за работу внутренних органов, неподвластных воле человека.
  • Миогенные вестибулярные вызванные потенциалы (МВВП). Определяют состояние вестибулярного аппарата во внутреннем ухе, который отвечает за равновесие, ощущение гравитации, вибрации и ускорения.

Приведенные выше виды исследования имеют свои узкие показания методики и её проведение.

Показания для проведения исследования

Исследование вызванных потенциалов головного мозга может служить не только для диагностической цели, а и для контроля эффективности лечения. Либо методом объективной оценки динамического состояния болезни.

Патологии, при которых применяется метод:

  • Рассеянный склероз.
  • Острые и хронические нарушения кровообращения головного мозга (инсульт).
  • Опухолевые процессы.
  • Нейродегенеративные заболевания (процесс сопровождается саморазрушением ткани): хорея Хантингтона, или Гентингтона, болезнь Паркинсона.
  • Токсические и метаболические (связанные с обменом веществ) нарушения.
  • Черепно-мозговая травма и её последствия.
  • Нарушения сознания: кома, вегетативные состояние.
  • Оценка смерти мозга.
  • Мониторинг вызванных потенциалов во время операции и для контроля эффективности реанимации.

Кроме того, данный метод используется для установления побочных эффектов лекарственных средств, ранней диагностики различных деменций (слабоумия), оценки начальных признаков когнитивных нарушений при паркинсонизме, токсическом поражении мозга, диагностики нарушений у детей с девиантным (отклоняющегося от общепринятого) поведением.

С помощью разных видов регистрации потенциалов диагностируются заболевания периферических отделов анализаторов (зрительного – глаз, слухового – внутреннее ухо), поэтому метод приобрел широкое применение в офтальмологической и ЛОР практике.

Противопоказания для проведения исследования

Учитывая, что в процессе исследования применяются раздражители на разные чувствительные системы с разной интенсивностью, существуют состояния, при которых использование метода запрещено (описано ниже).

  • Наличие воспалительных или других патологических поражений кожи в месте прикрепления электрода.
  • Эпилепсия и другие состояния, сопровождающиеся эпилептическими припадками.
  • Психические заболевания с острыми психозами.
  • Стенокардия.
  • Гипертоническая болезнь высокого риска.
  • Наличие кардиостимулятора (при регистрации соматосенсорных потенциалов – импульсы от кардиостимулятора могут давать ложные сигналы, регистрируемые на кривой потенциалов).

Проведение диагностической процедуры не несет серьезного риска для пациента, однако в каждом отдельном случае врач сам решает о целесообразности назначения.

Как подготовиться к исследованию

Для проведения регистрации вызванных потенциалов в специальной подготовке нет необходимости. Однако врачи рекомендуют с целью предотвращения ложных результатов произвести такие действия:

  • За день до процедуры прекратить прием успокоительных и сосудистых средств.
  • Смыть с головы, если имеется, лак или гель для волос.
  • Хорошо выспаться в ночь перед исследованием.

Кроме того, необходим правильный настрой пациента – излишнее волнение или страх могут стать причиной неправильного заключения.

Как проходит регистрация вызванных потенциалов

Исследование проводится в специально оснащенном кабинете стационара или диагностической клиники.

Общая схема выглядит так:

  • размещение электродов на исследуемой зоне;
  • подача внешнего сигнала;
  • регистрация и усиление ответа головного мозга с электродов на энцефалографе;
  • на экране компьютера изображается кривая, которая и подлежит анализу.

Однако, для каждого вида, существуют свои особенности, представленные в таблице:

Зрительные ВПОсновной электрод размещается на затылочной области. Пациент надевает специальные затемненные очки, в которые встроена система светодиодов. Через равные промежутки времени в очках возникает вспышка разной интенсивности. Электрод снимает ответ головного мозга в виде подъема кривой.Чаще всего каждый глаз исследуется отдельно, другой в это время закрыт заслонкой
Слуховые ВПЭлектроды размещены на мочке уха и в височной области головы симметрично. Сигнал подается через наушники. Регистрация ответа проводится сразу с двух сторон на отдельных графиках
Соматосенсорные ВПДля этого исследования необходимы две группы электродов:
  • Стимулирующие: размещены в области лучезапястного сустава или внутренней лодыжки.
  • Регистрирующие: на голове.

Со стимулирующих электродов посылается импульс, который ощущается пациентом легким пощипыванием.Проведение импульса исследуется для каждого нерва отдельно

Когнитивные вызванные потенциалыЭта методика основана на способности человека выделить, среди множества сигналов (зрительные, звуковые), значимые. Задача пациента – сосчитать количество значимых. С их помощью врач может определить, какие сигналы не были учтены, в какой области мозга находится патология

Длительность исследования составляет от 30 минут до часа.

Преимущества данного метода

Для оценки преимуществ исследования вызванных потенциалов в таблице приведено сравнение с другими методами исследования головного мозга.

КритерийВызванные потенциалыМагнитно-резонансная томографияЭнцефалография
Способ получения результата исследованияРегистрация электрического импульса на внешних электродах в ответ на стимулирующие сигналыС помощью сильного электромагнитного поля регистрируются микроскопические движения атомов водорода в тканях. Итоговый результат – послойные изображения органовРегистрация электрических импульсов, которые возникают в головном мозге при обычной для пациента активности
Диагностика органических измененийВозможнаВозможнаТолько функциональное состояние
Исследование психического состоянияОпределяются возможности памяти, внимания, адекватность реакции на интенсивность стимулаНет возможностиНет возможности
Возможность оценки функционального состоянияНа протяжении всего исследованияНет возможностиНа протяжении всего исследования
Длительность исследования30 минут – час40 минутОт 30 минут до 24 часов (для стационарных больных)
ОсложненияОтсутствуют
  • Повреждение металлических имплантов (в том числе кардиостимулятора) магнитным полем
  • Влияние на плод (первые 12 недель беременности).
  • В случае МРТ с контрастом – аллергическая реакция
Отсутствуют

Кроме того, для исследования не нужны доступы к сосудам, введение лекарственных средств или контрастных веществ, поэтому метод может использоваться и для детей.

Возможные осложнения после процедуры

Отсутствие нежелательных последствий – одно из главных преимуществ метода. Однако, их возникновение возможно в случае пренебрежения противопоказаниями: может наступать приступ эпилепсии, стенокардии, гипертонический криз

Совет врача! Игнорирование даже относительных противопоказаний к проведению исследования сулит развитием тяжелых последствий

Как расшифровать результат исследования вызванных потенциалов

Создание кривой вызванных потенциалов (фото: www.clivmed.ru)

Задача, которую ставит перед собою данный метод, – определить:

  • Уровень и характер поражения.
  • Распространение процесса.
  • Степень тяжести.
  • Прогноз в развитии заболевания.
  • Динамика процесса.
  • Контроль эффективности лечения.

Результатом исследования является энцефалограмма (кривая, состоящая из пиков разной амплитуды и частоты), анализ которой служит основанием для постановки диагноза.

Трактовка результатов основана на сравнении времени, требуемого для ответа головного мозга на стимул и величины (амплитуды) реакции. Для каждого вида исследования существуют пики, отвечающие за разные участки мозга.

Например, для слуховых вызванных потенциалов: регистрация измененного І пика свидетельствует о смерти мозга, ІІ – патологии в спинном мозге, ІІІ – в мосту головного мозга, ІV – средний мозг, V – кора головного мозга. Так определяется локализация и распространенность патологического процесса.

В таблице представлены заболевания нервной системы и соответствующие изменения вызванных потенциалов:

ЗаболеваниеПризнаки на энцефалограмме
Опухоль слухового нерва
  • Ассиметричность результатов.
  • Увеличение межпикового периода с пораженной стороны.
  • Снижение амплитуды пиков.
  • Удлинение латентности (время от подачи сигнала до появления регистрируемого ответа)
Деменция (слабоумие)
  • Удлинение латентности.
  • Снижение амплитуды все значимых пиков
Хорея Хантингтона, или Гентингтона
  • Отсутствие некоторых значимых пиков.
  • Затянутая форма ответа.
  • Ассиметричность ответа на значимый и незначимый сигналы (значимые воспринимаются хуже)
Рассеянный склероз
  • Удлинение межпиковой и абсолютной латентности.
  • Снижение амплитуды ответов более чем на 60%

Важно! На результат исследования может повлиять неправильное расположение или неисправность электродов, беспокойное состояние и плохое зрение (для регистрации зрительных вызванных потенциалов) пациента

Необходимо помнить, что метод вызванных потенциалов – простой, быстрый и информативный. Однако, расшифровка результатов исследования – сложная задача, с которой справится только опытный специалист.

Источник: https://SimptomyInfo.ru/issledovaniya/15-vyzvannye-potencialy.html

Ээг (электроэнцефалография) и вызванные потенциалы. ээг–видеомониторинг. ээг ребенку – медицинский центр «эхинацея»

Вызванные потенциалы головного мозга у детей

Наша клиника занимается диагностикой и лечением болезней центральной нервной системы.  Мы проводим исследования на современном оборудовании, у нас опытные неврологи, в т.ч. с дополнительной подготовкой по иммунологии и генетике. При необходимости, мы предложим Вам консультацию врача соответствующей специальности, как правило, это врач невролог. Будем рады Вам помочь!

Общая информация о ЭЭГ (электроэнцефалография)

Электроэнцефалография (ЭЭГ) – это метод исследования электрических потенциалов головного мозга, его применяют для диагностики эпилепсии и других болезней и состояний головного мозга.

Что показывает ЭЭГ

Головной мозг создает электрические потенциалы, которые можно зарегистрировать с помощью электроэнцефалографа (прибора ЭЭГ). Биоэлектрическая активность  мозга имеет свои особенности при некоторых болезнях центральной нервной системы, например, эпилепсии. Что можно увидеть в ЭЭГ:

  • Оценить общее функциональное состояние мозга и характер нарушений биоэлектрической активности мозга
  • Отличить эпилептические приступы от неэпилептических
  • Выделить те участки мозга, которые ответственны за возникновение приступов
  • Проследить динамику лечения

В зависимости от цели диагностики, мы предложим Вам несколько вариантов проведения ЭЭГ:

Рутинная ЭЭГ, занимает около 30 минут, применяется в простых случаях.

  • Запись ЭЭГ с видео в течение 1,5 часов, когда требуется зарегистрировать проявления эпилепсии.
  • ЭЭГ-видеомониторинг дневной, применяется для диагностики дневных приступов эпилепсии и причин обмороков / кризов мозгового происхождения.
  • ЭЭГ-видеомониторинг ночной, применяется для диагностики ночных приступов эпилепсии и причин снохождения (лунатизма) и различных нарушений сна.

Подробную информацию об этих вариантах исследования читайте ниже .

Сколько длится анализ ЭЭГ

Расшифровкой показателей ЭЭГ занимается только врач. Рутинная ЭЭГ бывает готова сразу после регистрации. Анализ результатов ЭЭГ-мониторинга занимает 2-3 дня, после чего, мы выдадим Вам результаты на электронном носителе (диске или флеш-карте), при необходимости мы предложим консультацию и лечение у врача эпилептолога, невролога или психиатра.

Как проходит исследование рутинной ЭЭГ

ЭЭГ или электроэнцефалография – способ регистрации и анализа электрической активности головного мозга. Биоэлектрические потенциалы с коры головного мозга регистрируются с помощью наложенных на кожу головы поверхностных электродов (шапочка с датчиками).

При исследовании регистрируется изменение функций мозга в ответ на различные стимулы: световые вспышки, перенасыщение кислородом.

Рутинная ЭЭГ обычно применяется для диагностики эпилепсии, а также для оценки результатов проводимого лечения многих заболеваний головного мозга: состояние после инсульта, хроническая дисциркуляторная энцефалопатия, болезнь Альцгеймера и др. Исследование рутинной ЭЭГ головного мозга, как правило, занимает не больше 30минут.

ЭЭГ (электроэнцефалография) – исследование головного мозга

Как проходит исследование дневного и ночного ЭЭГ-видеомониторинга

ЭЭГ – мониторинг применяется обычно при приступообразных состояниях, например, когда есть нарушения сознания неясного происхождения или были эпилептические приступы, но диагноз остается под вопросом.

ЭЭГ – мониторинг выполняется так же, как и рутинная ЭЭГ, только при этом электроэнцефалограмма синхронизируется с видеозаписью пациента, для диагностики атипичных форм эпилептических приступов. Как правило, дневной ЭЭГ-видеомониторинг длится 4-5 часов, а ЭЭГ сна около 8 часов.

ЭЭГ-видеомониторинг сна проходит в комфортной для пациента обстановке: удобная палата с круглосуточно дежурящим медперсоналом. При проведении Ээг ребенку есть возможность размещения в палате сопровождающего родителя.

В палате для ЭЭГ- видеомониторинга

Ээг ребенку

ЭЭГ (электроэнцефалография) для детей и взрослых в клинике “Эхинацея”

Регистрация ЭЭГ безболезненна. В большинстве случаев Ээг ребенку не представляет собой технической сложности, если ребенок не сопротивляется исследованию.

Поэтому мы рекомендуем спокойно подготовить ребенка к регистрации ЭЭГ, взять с собой в клинику книжки или игрушки, чтобы почитать ребенку или поиграть во время исследования.

Во время ночного или дневного ЭЭГ-видеомониторинга мы размещаем в палате и ребенка и одного из родителей.

Общая информация об исследовании вызванных потенциалов>

Метод исследования вызванных потенциалов помогает найти место повреждения нервной системы: периферический нерв, спинной мозг или головной мозг.

 Вызванные потенциалы – метод, исследующий параметры ответов структур головного мозга на внешние стимулы различной модальности (звук, зрительный стимул, электрическая стимуляция периферических нервов).

Исследование вызванных потенциалов используется при диагностике различных заболеваний центральной нервной системы сосудистого, токсического, воспалительного, демиелинизирующего происхождения, а также при опухолях и травмах головного и спинного мозга.

Мы практикуем три разновидности данного метода:

Зрительные вызванные потенциалы – исследование, используемое для определения поражения нервных волокон на пути от глаза до головного мозга, например, при их механическом повреждении или при заболеваниях, связанных с разрушением самого нерва или его оболочки.

Зрительные вызванные потенциалы головного мозга (ЗВП)

Слуховые вызванные потенциалы – метод, применяемый для диагностики заболеваний слуховых нервов и мозговых слуховых центров.

Соматосенсорные вызванные потенциалы – способ исследования, заключающийся в проведении небольшого электрического импульса от периферических нервов (например, от кисти руки) до спинного и головного мозга. Применяется для определения точного уровня поражения (нерв, головной мозг или спинной мозг) при нарушении чувствительности или слабости мышц непонятной природы.

Зрительные вызванные потенциалы. Зрительные вызванные потенциалы при рассеянном склерозе. Зрительные вызванные потенциалы у детей

Наша клиника располагает современным оборудованием для исследования зрительных вызванных потенциалов. У нас квалифицированные специалисты, в т.ч. неврологи-иммунологи и солидный опыт работы с сложными неврологическими заболеваниями.

Задача исследования методом зрительных вызванных потенциалов – поставить точный диагноз и определить причину болезни, а также отличить заболевания, связанные с поражением зрительных нервов от схожих по симптомам болезней (лечение различно).

Будем рады вам помочь!

Зрительные вызванные потенциалы (ЗВП) – один из методов вызванных потенциалов мозга, который заключается в регистрации ответов коры головного мозга на зрительный стимул.

Врач подает стимул на Ваши глаза с помощью специальных очков со светодиодной вспышкой или, чаще всего, с шахматного паттерна (на экране монитора доктор показывает Вам мигающие клетки разных цветов, напоминающие шахматную доску).

Зрительные вызванные потенциалы при рассеянном склерозе. Метод зрительных вызванных потенциалов является классическим исследованием и входит в стандарт обследования при диагностике рассеянного склероза. Специфическое повреждение зрительных нервов характерно для демиелинизирующих заболеваний, в т.ч. для рассеянного склероза.

Общие показания к исследованию зрительных вызванных потенциалов. Рассеянный склероз не единственная причина поражения зрительных путей (нервов).

Причиной «неврологических» нарушений зрения могут быть нейроинфекции, ретробульбарный неврит и опухоли мозга, которые сдавливают зрительный нерв и могут привести к его атрофии.

 Мы рекомендуем комплексное обследование для качественного лечения заболеваний зрительного нерва – сочетание зрительных вызванных потенциалов с методом акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП), если есть подозрения на поражение головного мозга.

Часто вместе с исследование зрительных вызванных потенциалов мы рекомендуем осмотр у врача нейроофтальмолога.  Это особенно актуально, если нужно провести периметрию (исследование полей зрения), проверить внутриглазное давление при подозрении на глаукому, при которой разрушается сетчатка глаза (структура воспринимающая свет) и развивается симптоматика, схожая с поражением зрительного нерва.

Зрительные вызванные потенциалы головного мозга (ЗВП)

Зрительные вызванные потенциалы у детей. Исследование зрительных вызванных потенциалов безболезненно и дети легко его переносят.

Основное условие – способность ребенка несколько минут посидеть без резких движений. Присутствие родителей при исследовании приветствуется и значительно упрощает задачу.

Особенно актуально это исследование при врожденных и наследственных аномалиях зрения у детей.

Акустические стволовые вызванные потенциалы (АСВП). Исследование слуховых нервов

Один из главных приоритетов работы нашей клиники – диагностика и лечение заболеваний нервной системы.

Метод исследования акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП, слуховые вызванные потенциалы) позволяет уточнить диагноз и причину болезни, отличить болезни органов слуха, связанных с поражением слуховых нервов от похожих по симптомам заболеваний, вызванных нарушением мозгового кровообращения и другими заболеваниями мозга.

Акустические стволовые вызванные потенциалы (АСВП) или просто слуховые вызванные потенциалы – метод исследования проводящей способности слуховых нервов и проводящих путей к соответствующим отделам мозга, где происходит восприятие слуховых ощущений.

Данное исследование не занимает много времени и абсолютно безболезненно: мы наденем на Вас наушники и закрепим небольшие электроды на коже головы для регистрации мозговой активности. Затем в наушники подается серия щелчков и происходит измерение ответа с коры головного мозга.

Таким образом, можно оценить состояние слуховых нервов и мозговых путей – поступает ли сигнал от уха к мозгу, и понять, где нарушено проведение – на уровне воспринимающего аппарата уха, слухового нерва или же на уровне коры головного мозга (лечение в этих случаях различно).

На все эти вопросы может дать ответ исследование АCВП.

Какие еще исследования мы во многих случаях мы рекомендуем выполнить одновременно с исследованием слуховых вызванных потенциалов:

  • Исследование зрительных вызванных потенциалов. Слуховые и зрительные нервные пути лежат близко друг от  друга, и возможно сочетанное поражение слухового и зрительного аппарата. Это можно легко определить, сравнив результаты проведенных слуховых и зрительных вызванных потенциалов.
  • Нарушение слуха может быть связано с дефицитом мозгового кровообращения, поэтому часто мы рекомендуем провести ультразвуковое (доплеровское) исследование сосудов головного мозга.
  • Исследование восприятия органами слуха различных частот – аудиометрия и состояния слуховой трубы – тимпанометрия (выполняется ЛОР врачом).
  • Консультации врачей невролога и оториноларинголога (ЛОР-врача).

Соматосенсорные вызванные потенциалы / Исследование ССВП

Мы проводим исследование ССВП на современном оборудовании. В основном, исследование ССВП применяется для диагностики нарушений чувствительности на разных уровнях (периферические нервы, нервные клетки спинного и головного мозга).

Исследование вызванных потенциалов обычно выполняется в комплексе, вместе с электронейромиографией по одной из стандартных методик. Если это будет нужно, для интерпретации результатов обследований мы предложим Вам помощь врачей неврологов.

 Рекомендуем брать с собой в клинику результаты всех ранее выполненных исследований – это поможет выбрать наиболее информативный в Вашем случае способ исследования.

Соматосенсорные вызванные потенциалы (ССВП)  – регистрация электрической активности головного мозга в ответ на электростимуляцию периферического нерва.

Как проводится исследование ССВП

Доктор накладывает поверхностные электроды на исследуемый участок тела, подает на них слабые электрические импульсы и регистрирует ответную реакцию с коры головного мозга через электроды, расположенные на коже головы. Этот метод помогает нам посмотреть, что происходит с восходящими путями (система нервов, которая проводит нервный импульс от чувствительных нервных окончаний до коры головного мозга).

Мы рекомендуем исследование соматосенсорных вызванных потенциалов, если есть нарушение чувствительности, причина которого не вполне ясна и не соотносится однозначно с каким-то конкретным заболеванием.

В этом случае ССВП дадут информацию: есть ли нарушение проведения по чувствительным путям или проблема в коре головного мозга, например, при неврозах или психических расстройствах, когда возникают ощущения синестопатий (неприятное ощущение на теле или в органах при отсутствии каких-либо реальных раздражителей).

Так же с помощью метода соматосенсорных вызванных потенциалов можно диагностировать сенсорную нейропатию (нарушение чувствительности, которое развивается при сахарном диабете при отравлениях и т.д.).

Источник: https://ehinaceya.ru/diagnostika-i-obsledovoanie/eeg-elektroencefalografiya-i-vyzvannye-potencialy/

ЗдоровыеСоветы
Добавить комментарий